Анализ динамики изменений показателей
В 2011 году научно-исследовательскими судами Росгидромета выполнено 48 морских экспедиций. Кроме того, специалисты Росгидромета приняли участия в 6 морских экспедициях и ряде других морских и речных судах сторонних организаций. В последние годы отмечается удовлетворительное состояние количества проводимых Росгидрометом морских экспедиционных исследований.
В 2011 году ФГБУ «ААНИИ» выполнило 8 экспедиций в Арктическом региональном направлении национальной морской политики, в том числе: экспедиция «А-317» по интеркалибрации приборных комплексов беспилотных летательных аппаратов в рамках международного проекта «Кооперация в изучении взаимодействия климата и криосферы» (Ни-Алесунд, Шпицберген, апрель – май 2011 года); экспедиция «Северный полюс -2011» (Барнео, март – апрель 2011 года); высокоширотная воздушная экспедиция «Север-2011» по снабжению и ротации персонала дрейфующей станции «Северный полюс – 38» (апрель 2011 года); экспедиция на борту а/л «50 лет Победы» по мониторингу морского льда на трассе Мурманск – Земля Франца-Иосифа - Северный полюс (июнь –август 2011 года); экспедиция на борту НЭС «Михаил Сомов» мониторинг микобиоты и почв природных и антропогенно-измененных ландшафтов островов и прибрежных территорий моря Лаптевых, Баренцева и Карского морей (июль – август 2011 года); экспедиция на борту НИС «Профессор Молчанов» по исследованию гидрометеорологического режима и мониторинга окружающей среды в морях СЛО (август – сентябрь 2011 года; высокоширотная морская экспедиция «Арктика-2011» на борту а/л «Россия» (сентябрь-октябрь 2011 года) по снятию СП-39 и высадке СП-39.
Кроме того, специалисты ААНИИ приняли участие в двух экспедициях, организованных сторонними организациями, в частности в экспедиции «RUSALKA» в рамках российско-американского проекта на борту НИС «Профессор Хромов» и экспедиции на финском НИС «Аранда» в рамках международного проекта «SafeWin», посвященного изучению безопасности плавания судов во льдах.
Оценка ситуации
Количество добровольных судов в последние годы имеет тенденцию к уменьшению. Большинство выполненных ими судовых наблюдений относится к открытому океану и очень мало производиться наблюдений на морях России (и то на основных торговых трассах). Катастрофически малое число гидрометеорологических наблюдений в открытых частях морей РФ уменьшает достоверность прогнозов на морских акваториях.
Прогноз ситуации и предлагаемые меры по их улучшению
Количество научно-исследовательских судов и их суммарное водоизмещение увеличится в связи с вводом в эксплуатацию нового судна НИС «Академик Трешников».